Фрагмент для ознакомления
2
1. Формирование и трансформация германского вопроса в XX веке.
1.1. Зарождение концепции и обострение германского вопроса во второй четверти XX века.
История XX века характеризуется глобальными кризисами, повлиявшими на мировую политику и экономику. Две мировые войны, тяжелый период Великой депрессии, процесс деколонизации сильно повлияли как на внутреннюю политику стран, так и на их взаимодействие на международном уровне. Отражением многих проблем внешней политики XX века стал германский вопрос.
Возникновение сути германского вопроса историки относят к разным историческим периодам: идеям Отто фон Бисмарка, окончанию Первой мировой войны и распространению реваншистских настроений в Германии, оккупации и разделу Германии союзниками после окончания Второй мировой войны . Однако современная оценка событий приводит многих исследователей к мысли о возникновении германского вопроса к началу Второй мировой войны. Эту точку зрения подтверждает тот факт, что уже на протяжении 1939–1941 гг. политические деятели формирующейся антигитлеровской коалиции высказывали мнения относительно нацистского режима и мер борьбы с ним, а также разрабатывали планы послевоенного переустройства Германии.
При этом заявления лидеров стран, состоявших в коалиции, оставались достаточно расплывчаты, а обсуждения не выносились на международные конференции. Так, например, в телеграмме послу СССР в Лондоне И.М. Майскому В. Молотов пишет: «Что касается декларации Черчилля–Рузвельта, то мы не можем просто присоединиться к ней хотя бы потому, что она подготавливалась и опубликована без всякой предварительной информации и без учета мнения СССР… Мы не имеем возражений против принципов декларации, и были бы вполне удовлетворены, если бы декларация содержала более решительные требования против гитлеровской Германии» . Данный текст подчеркивает необходимость вынесения германского вопроса на мировую политическую арену, закрепление общих положений послевоенного устройства Германии, которые бы были выработаны при участии всех стран-союзниц в равной степени. В свою очередь Атлантическая хартия, подписанная Черчиллем и Рузвельтом, носила декларативный характер и не содержала в себе точного описания действий по переустройству Германии после победы в войне, но транслировала общие положения сформировавшегося германского вопроса.
Официальные заявления лидеров стран-союзниц были оглашены лишь в 1942 году. К этому времени каждая страна уже имела разработанный план по послевоенному переустройству, на конференциях начали появляться обсуждения мер контроля послевоенной Германии. Уже в начале 1943 года была создана Комиссия по вопросам мирных договоров и послевоенного устройства при НКИД СССР, которая занималась рассмотрением предложений по германскому вопросу. На первом заседании Комиссии ее члены приняли решение заняться изучением существующих планов, а затем только перейти к детализации общего проекта . Однако до 1945 года лидеры «Большой тройки» особенное внимание уделяли военным действиям и открытию второго фронта.
В 1945 году инициатива окончательно перешла к армиям стран антигитлеровской коалиции. Германский вопрос требовал окончательного согласованного решения, поэтому именно разработке программ лидеры «Большой тройки» уделили большее количество времени на Ялтинской конференции, проведенной в феврале 1945 года.
Официальный документ, закрепляющий решения по послевоенному переустройству Германии был подписан 1 августа 1945 года на Потсдамской конференции. Его положения были опубликованы 3 августа. Принципиальными решениями являлись оккупационная политика, утверждение границ и репараций . При этом суть германского вопроса победителями не была сформулирована и в это время. В Потсдаме победители договорились лишь о принципах, которыми они должны были руководствоваться в отношении Германии в начальный период оккупации .
В 1946–1949 гг. оккупированные территории Германии восстанавливались от разрушений военного времени. Германия была разделена на 4 части, в каждой из которых осуществлялся контроль одной из стран-победительниц (СССР, США, Великобритания, Франция). Вместе с тем оккупированная территория постепенно превращалась в плацдарм для развертывания политики СССР и США, создавая мощный рычаг воздействия на противника. Возрождение оккупированных зон позволяло странам не только контролировать развитие Германии, но и перестроить систему под свои нужды и использовать ее в международной политике. К 1949 г. в западных зонах была сохранена и отчасти модернизирована социально-экономическая система капитализма, в то время как в советской же зоне оккупации социально-экономические основы жизни были во многом кардинально преобразованы .
Все это указывает на то, что сути германский вопрос остался нерешенным и являлся одним из главных направлений международных отношений на протяжении всей второй половины XX века. Дальнейшее обострение отношений между двумя блоками, приведшее к холодной войне обнаружило и кризис в германском вопросе. После окончания войны союзники стали противниками, лидеры стран не хотели идти на уступки, боясь усиления противостоящего блока. Это привело к тому, что политики не смогли окончательно договориться и разработать единый план развития оккупированной Германии.
Вторая четверть XX века стала ключевым поворотом истории, повлиявшим на всю дальнейшую политику держав. После поражения в Первой мировой войне в Германии зарождались реваншистские настроения, ставшие основой политической программы Гитлера на выборах. Новая война показала, что ограничения, наложенные на Германию после Первой мировой войны, не смогли предотвратить новое наращивание мощей.
Уже в 1939 году политические деятели стран будущей антигитлеровской коалиции понимали всю глубину назревшего кризиса германского вопроса и разрабатывали предложения по его решению. При этом настороженность по отношению к своим союзникам не способствовала развитию внешних отношений. Лишь к 1942–1943 годам германский вопрос стал выноситься на международный уровень, но обсуждения были расплывчаты. Положения, по которым предполагались оккупация Германии и ее переустройство были подписаны лишь в 1945 году. Однако, данные положения являлись лишь планом действий на первое послевоенное время, а суть кризиса так и не была сформулирована.
Бывшие союзники не стремились к решению германского вопроса, так как пришлось бы идти на уступки. Берлинский кризис и раскол Германии являются одним из последствий нерешенных проблем, возникших из-за неспособности лидеров блоков договориться. Таким образом, стремительная эволюция германского вопроса стала одной из главных сфер международной политики холодной войны.
1.2. Эволюция германского вопроса в период существования ФРГ и ГДР (1949–1989 гг.)
Различия между оккупированными зонами послевоенной Германией становились все более явными. Проведение политики СССР кардинально изменяло структуры всех сфер жизни, в то время как США стремились к модернизации существующего капиталистического устройства страны. Противостояние двух сильных держав не могло не привести к созданию военно-политических блоков, что в свою очередь еще больше усиливало влияние на мировую экономику и политику, проводимую Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки.
Однако, германский вопрос оставался неурегулированным, что привело к Берлинскому кризису и к критическому обострению международной ситуации. Он ясно показал, что США и их союзники не могут повлиять на политику СССР в Восточной Германии, а СССР в свою очередь не способен влиять на политику, проводимую США и их союзниками в Западной Германии. Создание СССР и его союзниками Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г., а в апреле 1949 г. Организации Североатлантического договора (НАТО) под эгидой США во многом предопределили раскол Германии. Также в 1949 году происходит юридическое закрепление ФРГ и ГДР, были приняты Конституции двух новых государств.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болдырев Р.Ю., Невский С.И. Советская репарационная политика в германии в 1945-1953 гг. // Вопросы истории. 2017. С. 49–69.
2. Бонвеч Б., Галактионов Ю. В. История Германии. Т. 2 : От создания Германской империи до начала XXI века. М.: КДУ, 2008. 672 с.
3. Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. История Германии. Т. 3 : Документы и материалы. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. 543 с.
4. Висков С.И., Кульбакин В.Д. Союзники и «германский вопрос» (1945-1949 гг.). М.: Наука, 1990. 304 с.
5. Глушков Д. А. История решения германского вопроса // Science Time. 2016. №7 (31). С. 50–55.
6. Дашичев В.И. «Германский вопрос» : воспоминания о будущем (размышления, навеянные книгой «Михаил Горбачёв германский вопрос. Сборник документов 1986–1991») // Современная Европа. 2008. №3 (35). С. 90–102.
7. История европейской интеграции (1945–1994 гг.). М.: ИВИ РАН, 1995. 308 с.
8. Кириленко А. А. Гельмут Коль и проблема германо-германских отношений // Ретроспектива: Всемирная история глазами молодых исследователей. 2009. №4. С. 71–80.
9. Ковяко И.И. Историография германского вопроса в 1945–1990 гг. // Серия 2. История. Философия. Политология. Социология. Экономика. Культурология. 2017. № 21. С. 45–50.
10. Михаил Горбачев и германский вопрос: сборник документов, 1986–1991. Москва : Весь Мир, 2006. 670 с.
11. Павлов Н.В. История современной Германии, 1945–2005. М.: АСТ, 2006. 512 с.
12. Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М.: Политиздат, 1983. Т. 1. 542 с.
13. СССР и германский вопрос. 1941–1949: Документы из архива внешней политики Российской Федерации. T.1 : 22 июня 1941 г.–8 мая 1945 г. М.: Международные отношения, 1996. 782 с.
14. Терехов В. Как «закрывался» германский вопрос // Международная жизнь. 1998. № 8. С. 62–94.
15. Четыркина К.Д. Объединение Германии : подходы к решению проблем со стороны руководства СССР и США // Молодой учёный. 2017. №2 (136). С. 554–558.
16. Görtemaker M. Unifying Germany, 1989-1990. New York : St. Martin's Press in association with the Institute for EastWest Studies, 1994. 352 p.
17. Der Fischer Weltalmanach. Sonderband DDR. Frankfurt am Main : Fischer, 1990. 384 s.
18. Fritsch-Bournazel R. Europa und die deutsche Einheit. Bonn : Aktuell. 1990. 280 s.
19. Knopp G., Kuhn E. Die deutsche Einheit, Traum und Wirklichkeit. Erlangen : Straube. 1990. 286 s.